Учебное занятие по
литературному чтению
в 4 классе
«В мире сказок…»
Цели: Обобщить
знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.
1. Учить
выделять главное, значимое.
2. Развивать
речь, память, мышление, воображение.
3. Учить
анализировать.
4.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы и прививать любовь к
поэзии.
Задачи урока:
-
расширение представления детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-воспитание
культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы,
обогащения мира чувств, эмоций детей,
развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
-
развитие разнообразных речевых умений школьников;
-
воспитание навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи;
- развитие
самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Оборудование к уроку:
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг писателя;
- компьютерная презентация урока в
виде слайдов «Наш Пушкин»;
- компьютер, проектор, экран;
- модель сказочного дуба на доске;
- карточки с образами персонажей
поэмы (кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший);
- памятка «3 не»;
- конверты №1, №2,№3 с заданиями;
- карточки с изображением желудей
(зеленые и коричневые);
- наручные часы (4 шт.);
-
текст отрывков из сказок для театра экспромта.
Для
детей:
- альбом;
- фломастеры;
- ножницы;
- клей;
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения;
исследовательской деятельности;
- технологии уровневой
дифференциации;
- информационно-компьютерные
технологии.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
(Учитель рукой показывает, что можно сесть)
- Здравствуйте.
Вы будете работать в группах.
- Мы с вами разделимся на 4 группы по 4 участника.
- Подойдите к моему
столу, выберите себе фрагмент картинки (карточки с образами персонажей
поэмы «Руслан и Людмила»: кот, русалка, избушка на курьих ножках, леший) и соберите ее, согласно нарисованному рисунку,
собирайтесь в группы и рассаживайтесь за столы.
1 группа – кот 3
группа - избушка на курьих ножках
2
группа – русалка 4 группа - леший
- Кому не хватило картинки, для вас жребий. Какое слово
выбрали в той группе и работаете.
- Для работы в группе
существуют определенные правила:
Вывешивается памятка «3 НЕ:
- НЕ перебивай!
- НЕ критикуй!
- НЕ спеши!
Распределение
ролей.
Капитан - защищает
проект (самый высокий).
Секретарь – записывает
идеи и предложения (самый низкий).
Хронометрист – следит за временем (с часами).
Оформитель – руководит оформлением работы (тот, кто лучше рисует).
А все
остальные являются активными участниками группы.
3. Минутка релаксации.
Каждый
человек должен быть уверен в своих
силах и возможностях с детства. Это
поможет ему быть доброжелательным, радостным. Я
предлагаю вам настроиться на работу.
Слушая музыку выполняйте мои указания.
(Учитель
включает музыку)
Слова учителя.
- Звучит музыка, дети стоят, вытянув руки как бы
держа цветок.
-
Представьте, на ваших ладонях лежит цветок Добра.
- Чувствуете, он согревает вас: ваши руки,
тело, душу.
- Вас обвевает ласковый
ветерок, будит воображение, придает бодрость, заряжает энергией.
-Чувствуете,
как добро входит в вас.
- Вот с таким настроением мы и начнём наш урок
литературного чтения ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
- Капитаны
подойдите к дереву и возьмите по одной
бабочке – это первое задание.
Каждая группа получает один
деформированный текст.
а) - Прочитать и вставить, пропавшие
слова.
Время,
отведённое на ответы – 1 минута.
1. У Лукоморья
________ зелёный.
_________ цепь на
_______ том,
И днём,
и__________ кот ________
Всё ходит по
___________________.
2. Идёт
направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там
________: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
3.Там на
неведомых ____________
Следы
_____________ зверей;
_____________
там на _________ ножках
_____________ без ________ , без_________ ;
4.Там ________ и дол видений полны;
Там о
________ прихлынут ________
На брег песчаный и ________,
И ________витязей ________
Чредой из вод________ ясных,
б). Чтение всего текста.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались,
прочитаем весь отрывок. И, когда речь доходит до героя стихотворения,
капитан прикрепляет картинку на сказочный дуб.
(Плакат с
изображением дуба прикреплен к доске)
Чтение с места. Остальные слушают внимательно. (4 учащихся по цепочке
читают весь текст).
- Откуда эти строки? Кто
их автор? (из поэмы «Руслан и Людмила», автор А. С. Пушкин)
/вывешивается портрет А.С. Пушкина/
ЗАДАНИЕ №2
- Капитаны
подойдите к дереву и возьмите по одному листочку – это второе задание.
- Вашей
группе предстоит подготовить сообщение, и определить о каком периоде жизни
поэта в нем говорится.
-Время,
отведённое на ответы – 3 минуты.
Детство
6 июня 1799
года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик.
Саша был большой увалень и дикарь.
Кудрявый мальчик... со смуглым личиком.
С очень живыми глазами, из которых искры
так и сыпались.
Достигнув семилетнего возраста, он стал
резв и шаловлив.
Отличался необыкновенной памятью, и был
наблюдательным не по годам.
Пушкин в Ростовской
области.
В нашем крае Александр
Сергеевич Пушкин побывал в нескольких городах —
Новочеркасске, Ростове и Таганроге.
Это произошло в начале лета, в
июне 1820 года.
В Таганроге, он днем гулял по
набережной, катался по морю на яхте.
Поездка
Пушкина по донскому краю в 1820 г. оказалась богата на впечатления.
Жители Ростовской области горды
тем, что поэт посетил нашу область.
Няня
Няня Арина
Родионовна воспитывала поэта в его младенческие годы.
Она преданно любила его, была с ним всё время
в ссылке в селе Михайловское.
Уже взрослым
Александр Сергеевич просил свою старую няню Арину Родионовну снова рассказать
ему сказки.
А сказок она знала великое множество.
Арина
Родионовна рассказывала ему народные сказки, пела народные песни - а он слушал
и записывал.
Сказки
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель у нас в стране.
Многие его произведения
перечитываются по нескольку раз и заучиваются наизусть.
Александр Сергеевич Пушкин написал:
- Сказку о попе и о работнике его Балде;
- Сказку о царе Салтане;
- Сказку о рыбаке и рыбке;
- Сказку о мертвой царевне;
- Сказку о золотом петушке;
Физкультминутка.
Прочитав
сказку Пушкина, Николай Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе
Салтане…». Троекратное превращение композитор представил во фрагменте, который
называется «Полёт шмеля».
Сейчас послушаем отрывок и одновременно отдохнём.
-
Закройте глазки, откиньтесь на спинку парты и с закрытыми глазами постарайтесь
проследить за полётом шмеля.
- Капитаны
подойдите к дереву и возьмите по одному
цветочку - это третье задание.
а) Вам нужно угадать из какого произведения отрывок. Вы должны прочитать и определить название произведения. Вам нужно подготовить
инсценирование своего отрывка, для этого у вас имеются: фломастеры, карандаши,
ножницы, альбомные листы. Вы можете сделать необходимые атрибуты для
инсценирования.
б) Работа в группах по 4
человека. Наши ученики и актеры. Сейчас команды за 5 минут приготовят инсценировку той сказки, которая была
указана в конверте.
Ваша
задача – мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так,
чтобы ребята поняли, из какого произведения
этот эпизод.
в) Представление отрывков из
сказок.
Итак,
театральное действие начинается
(Если дети затрудняются с ответом, то
остальные ученики оказывают им помощь.)
После ответов каждой группы, можно поинтересоваться у детей
-
Кто читал это произведение?
-
И с этим заданием справились! Сразу видно, что читали вдумчиво, не торопясь,
внимательно.
Поаппладируем
всем артистам.
6. Рефлексия.
- К доске прикреплены желуди. Они разного цвета: зеленый и коричневый.
Прикрепите
на нашу картинку таким образом:
зеленый - на дуб, если на уроке вам было понятно, чувствовали себя комфортно, и работа была
интересной.
коричневый - под дуб, если
на уроке - встретилось много трудных
заданий, не все было понятно, и
вы скучали.
7. Итог работы.
Читайте
Пушкина,
учите
Пушкина,
а главное -
любите Пушкина!
- Спасибо,
за урок! Я думаю, сегодня победило наше знание.